ФЭНДОМ

Whitenights01

И, не пуская тьму ночную На золотые небеса,

Одна заря сменить другую Спешит, дав ночи полчаса.

А.С. Пушкин «Медный всадник»

Многие стараются попасть в Санкт-Петербург в конце июля, чтобы увидеть знаменитые белые ночи, о которых много рассказывают и пишут. Белые ночи – символ Санкт-Петербурга, но это удивительное природное явление можно наблюдать и в Казани, и в Архангельске, и в Кирове, и в Самаре, и в Пскове, и в Сыктывкаре.

Что такое белые ночи и почему их можно видеть только в некоторых местах?Править

Белые ночи — это растянувшиеся на всю ночь сумерки. В астрономии сумерками называют период времени, когда Солнце находится на небольшой глубине под горизонтом.Править

Сумерки имеют три градации. Гражданские начинаются сразу после захода Солнца и продолжаются, пока оно не опустится на 6 градусов ниже горизонта. В этот период еще достаточно светло, и звезд на небе практически не видно. За гражданскими сумерками следуют навигационные, когда яркие звезды уже хорошо видны и могут использоваться для определения координат судна. Когда Солнце погружается под горизонт на 12 градусов, наступают астрономические сумерки. В это время уже отлично видны все звезды, но на небе еще остается подсветка, которая может мешать при наблюдении слабых туманных объектов.[1]

Считается, что полноценная астрономическая ночь начинается лишь тогда, когда Солнце опускается на 18 градусов ниже горизонта. Перед восходом сумерки сменяют друг друга в обратном порядке: астрономические, навигационные, гражданские.

В южных (а точнее, в низких) широтах Солнце днем опускается под горизонт по крутой траектории и довольно быстро проходит все три порога сумерек. От заката до астрономической ночи проходит всего часа полтора, а то и меньше. В высоких широтах Солнце приближается к горизонту по пологой траектории и погружается под него медленно. Причем летом даже к полуночи оно не успевает преодолеть зону сумерек и сразу начинает подниматься. То есть полноценная астрономическая ночь наступить не успевает. Это явление и получило название белых ночей.

1. В низких широтах Солнце быстро погружается под горизонт и наступает ночь

В Северном полушарии Солнце бывает выше всего (и в полдень, и в полночь) в день летнего солнцестояния 21 июня. Его полуночная высота составляет 90° – (φ + ε), где φ — географическая широта, а ε = 23,5° — наклон земной оси. В этот день на широтах севернее 66,5° Солнце вообще не заходит — здесь наблюдается полярный день. На широтах от 60,5° до 66,5° всю ночь продолжаются гражданские сумерки. На широтах от 54,5° до 60,5° — навигационные, а до 48,5° бывают дни, когда астрономические сумерки длятся всю ночь.

2. За Полярным кругом Солнце летом не опускается под горизонт. 3. На широте Петербурга Солнце летом медленно погружается под горизонт и всю ночь остается неглубоко — в зоне сумерек

Так что можно сказать, что белые ночи характерны для большей части территории России. Другое дело, где на них обращают внимание. Санкт-Петербург (59,9° с. ш.) — самый северный в мире город с населением более миллиона человек. Сочетание особых условий освещения с архитектурой города порождает уникальное зрелище, благодаря которому белые ночи всегда тесно связаны с Петербургом