ФЭНДОМ

50717-Kompas-na-fone-krasochnoy-karti-dorog-1920x1080 thumbnail medium710 0

Компас

Компас - прибор, помогающий ориентироваться без помощи звезд. Править

В звездные ночи мореплаватели узнавали, где находится Северный полюс, по положению Полярной Звезды. Но как они ориентировались, если небо было покрыто тучами? Практически до 12 века европейские навигаторы не могли найти решение этой проблемы. Вероятно, компас привезли в Средиземноморье арабы.

220px-Model Si Nan of Han Dynasty

Это модель компаса Древнего Китая

А изобретен был этот прибор несколькими веками ранее в Китае. Действие компаса основано на магнитных свойствах Земли. Наша планета подобна огромному магниту, вокруг нее от Южного полюса к Северному "протянулись" силовые линии её магнитного поля. Достаточно взять небольшой кусочек природного магнита или намагниченного металла, как он автоматически ориентируется по направлению север-юг. Первые компасы были сделаны в виде деревянного сосуда, наполненного водой, в котором плавала намагниченная иголка.

97d9393ee267

На этом рисунке вы видите розу ветров, которая воспроизводит различные типы направлений ветров. Ими пользовались разные народы во многие эпохи. Два ветра выделяли древние греки. Гомер и Аристотель упоминают четыре и восемь ветров. О 12 ветрах говорит Тимосфен, а 24 перечисляет Романо Витрувио. Наконец, современная роза ветров насчитывает 32 направления.

  В 12 веке амальфийские мореплаватели усовершенствовали компас, прикрепив к иголке диск с делениями (север, юг,

запад, восток) - розу ветров. Диск поворачивается вместе с намагниченной иголкой. Его окружность разделяется на 360*. Компас закрепляли в центре какой-либо устойчивой точки на корабле. Он свободно поворачивается вокруг оси абсолютно независимо от постоянной бортовой качки. 

450px-MuseeMarine-compas-p1000468

Ноктоуз

В прошлые века компас на корабле помещали в специальный деревянный ящик, так называемый нактоуз, расположенный на капитанском мостике.

200px-Confluencia 23 S x 49 W - GPS

Электронный компас

  В наши дни используются так называемые электоронные компасы. В них используются спутниковые технологии. Эти компасы всегда показывают верное направление, несмотря на местность на которой они находятся.

Интересные фактыПравить

1) Обычный магнитный компас показывает на север неточно, так как северный магнитный полюс не совпадает с географическим. Более того, он постоянно перемещается из одного места в другое. Сейчас он ещё находится в границах канадской Арктики, но движется в сторону Таймыра со скоростью 64 километра в год.

2) Слово «компас», по-видимому, происходит от старинного английского слова compass, означавшего в XIII—XIV вв. «круг».