ФЭНДОМ

Белые ночи

Где наблюдаются белые ночи?Править

Наиболее известным российским городом, где, как принято считать, наблюдаются белые ночи, является Санкт-Петербург (хотя гражданские сумерки — в обычно принимаемом в настоящее время их определении — там всегда прерываются более тёмными навигационными сумерками, как, напр., и в Москве, так как Санкт-Петербург расположен на 37′ (≈ 70 км) южнее самой южной широты, на которой гражданские сумерки не прерываются; тем не менее, часть Ленинградской области находится севернее этой широты: от линии Выборг — Сосново — Лодейное Поле).

Другие города (перечислены от самых тёмных и коротких к самым светлым и продолжительным белым ночам): Череповец, Вологда, Пермь, Березники, Магадан, Серов, Соликамск,Карпинск, Краснотурьинск, Североуральск, Ивдель, Выборг, Нижневартовск, Ханты-Мансийск, Мегион, Нефтеюганск, Сургут, Котлас, Сыктывкар, Петрозаводск, Якутск, Нягань,Радужный, Когалым, Ноябрьск, Ухта, Архангельск, Северодвинск, Печора, Надым, Усинск, Инта, Новый Уренгой, Салехард.

Белые ночи также можно наблюдать в тех городах, где наблюдается и полярный день: Мурманск, Норильск, Воркута, Нарьян-Мар — 3 недели до наступления полярного дня и столько же после его окончания. В этих городах белая ночь постепенно светлеет, пока Солнце не перестаёт заходить за горизонт и не наступает полярный день.

За пределами РоссииПравить

  • На всей территории: Финляндия, Исландия, Антарктида
  • На большей части территории: Швеция, Норвегия, Канада, Дания (Гренландия).
  • На меньшей части территории: Эстония (север), Великобритания (Оркнейские и Шетландские острова в Шотландии, а также Южные Оркнейские острова в Антарктике), США (почти вся Аляска, за исключением южных районов), Канада (северные районы)

Под сумерками в определении понятия «белые ночи» обычно подразумеваются гражданские сумерки. Под гражданскими сумерками в настоящее время обычно понимают период времени, когда Солнце находится под горизонтом не ниже чем на 6°. Тогда территория, на которой гражданские сумерки после захода Солнца могут длиться не прерываясь до восхода Солнца и, в соответствии с данным определением, могут наблюдаться белые ночи, находится не ниже (в северном полушарии — не южнее) чем на 6° широты от полярного круга, т. е. на широтах от 60° 33′ 43″. В то же время Санкт-Петербург, традиционно известный как город, где возможно наблюдение белых ночей, находится примерно на полградуса южнее этой широты. Возможно, именно поэтому в советских изданиях гражданские сумерки определялись как имеющие место, когда «погружение солнца под горизонт не превышает (нередко эта граница принимается равной )», хотя это и оказывалось непоследовательным при определении различных видов сумерек (т. к., помимо гражданских, выделялись и выделяются также навигационные сумерки, когда Солнце находится ниже, чем при гражданских сумерках, но до 12° =  × 2 под горизонтом, и астрономические сумерки, когда Солнце находится ниже, чем при навигационных сумерках, но до 18° =  × 3 под горизонтом). В то же время «светлые ночи, во время которых Солнце опускается под горизонт несколько более чем на 7°, также могут восприниматься как белые; очень светлые ночи бывают и в местностях, расположенных за указанными выше пределами».

В широтах выше полярного круга белые ночи также наблюдаются в течение двух — четырёх недель до наступления полярного дня и после его окончания. В широтах ниже полярного круга, где полярного дня не бывает, белые ночи наблюдаются в период солнцестояния, а также до и после него в течение тем большего количества ночей, чем выше широта местности. По мере приближения к солнцестоянию ночи становятся всё светлее, достигая максимума освещённости в ночь солнцестояния.